Советы педагога-психолога

Советы психолога

Консультация для родителей и педагогов

 «Работа полушарий мозга»

Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Наблюдается  ухудшение памяти,  затруднение речи, сильная  усталость от  занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга. В  спокойном  состоянии  оба  полушария  работают  согласованно.  Левое отвечает  за  анализ,  логику. Правое  –  за  эмоции, образы. Обмен  информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело.  В  результате  стресса  –  блокируется  нормальное  течение  нервных процессов  через  это  тело.  У  ребят  с  доминирующим  правым  полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим  левым  полушарием  –  все,  что  связано  с  образностью, грамотной  речью.  Неслучайно  после  неудачного  экзамена  или  контрольной можно услышать: «память отшибло» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в мозгу. 

ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, ЦЕЛЬ КОТОРЫХ - ИЗБАВИТЬ

ЧЕЛОВЕКА ОТ ПОДОБНЫХ НЕОЖИДАННОСТЕЙ

  1. Перекрестные движения помогают восстановить гармоничную работу обоих полушарий. Как известно, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое - правой. Делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы  невольно  заставляем  «включаться»  в  работу  оба  полушария. Перекрестный шаг: правая рука кладется на левое колено, а левая - на правое. При  каждом  шаге  правая  нога  ставится  в  левую  сторону,  а  левая  нога  -  в правую.
  2. Следующее упражнение знакомо всем с детства: руки вытягиваются вперед,  ноги  поочередно  поднимаются  и  касаются  ладони  противоположной руки.
  3. Подойдут и «цыганские шаги»: нога сгибается в колене, идет назад. Противоположная рука бьет по пятке.
  4. Но  не  всегда  есть  возможность  встать  и  подвигаться.  Специально разработаны перекрестные  упражнения,  которые нетрудно  выполнять сидя  за столом.  Например:  правую  руку  кладем  на  левое  колено,  поднимаем  левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу.
  5.  Можно  начертить  на  листе  бумаги  (лучше  формата  А4)  от  угла  до  угла  крест  в  виде  буквы  «Х».  И  внимательно  смотреть  на  него  минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария. 

 

Советы психолога родителям

« Как помочь выпускнику подготовиться к экзаменам?»

 

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями,  сложными,  подчас  драматичными,  становятся  выпускные экзамены  для  учащихся. Безусловно,  экзамены  -  дело  сугубо  индивидуальное,  выпускник  или абитуриент  оказывается  один  на  один  с  комиссией.  А  родителям  остается только  волноваться  за  своего  ребенка,  ругать  его  согласно  русской  традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с  репетиторами,  но  только  этим  их  помощь,  ни  в  коем  случае  не  должна ограничиваться.

Именно  родители  могут  помочь  своему  ребенку  наиболее  эффективно распорядиться  временем  и  силами  при  подготовке  к  испытаниям.  Помощь  взрослых  очень  важна,  поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь,  что  каждый,  кто  сдает экзамены,  независимо  от  их результата, постигает самую важную в жизни науку

•  умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись -

•  вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Задолго  до  экзаменов  обсудите  с  ребенком,  что  именно  ему  придется сдавать,  какие  дисциплины  кажутся  ему  наиболее  сложными,  почему?  Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придется  потратить  больше  времени,  а  что  требует  только  повторения. Определите  вместе  с  ребенком  его  «золотые  часы»  («жаворонок»  он  или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема хорошо знакомые  - в часы спада. Не  стесняйтесь  признаться ребенку,  что  уже  не  очень хорошо помните  большинство  разделов  биологии, химии  или  любого  другого  предмета,  который  ему  необходимо  подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку,  прогуляется,  искупается  и  ляжет  спать  вовремя.  Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию  экзамена. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы старшеклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая). Нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку,  не надо ему перечить, только договоритесь, чтобы эта музыка была без слов.

Если ваш ребенок получил балл ниже, чем хотелось бы, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать, и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Министерство образования Республики Беларусь Официальный портал Минского городского исполнительного комитета, minsk.gov.by Отдел образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома
Яндекс.Метрика